воскресенье, 19 апреля 2009 г.

Социальная реклама и проблема курения

В очередной раз предлагаю рассмотреть проблему социальной рекламы в России, а именно, бессилие государства справиться с задачами, поставленными перед социальной рекламой. Это бессилие прежде всего связано с непониманием сути проблемы и неправильной постановкой целей.
Немного фактов. Проблема курения – одна из самых острых проблем нашего общества. Это убийца №1 в нашей стране, каждый год от болезней, вызванных употреблением никотина, умирает около 8 миллионов человек. Люди, знающие наркотики не понаслышке и нашедшие в себе силы завязать с ними, с высоты своего опыта говорят, что нет наркотика быстрее по привыканию, чем никотин. Даже героин проигрывает по этому показателю. Это объясняет повальную никотиновую наркоманию – в России 40 миллионов курящих людей.
На днях в родном городе наткнулся на очередную социальную акцию «Брось курить и выиграй» . Хорошо, что власти города уделяют внимание этой проблеме. Но внимание, как я уже писал здесь, опять для «галочки». Почему? Отвечу.
1. Уверен, что разработчики этой акции, никогда не курили. Власти не понимают, что курильщику не нужны призы. Он ежегодно тратит бешеные деньги, на которые можно приобрести огромное количество таких «призов», и его это не останавливает. Мотивация получения призов за отказ от курения не работает – это факт.
2. Призы. Что за призы, я так и не смог выяснить, даже связавшись с организаторами. Что выигрывает курильщик?! Похоже на старый развод в стиле МММ. Смешно, но именно этот метод теперь выбирает наше государство. Скорее всего, бедные бросившие курильщики получат билеты на какое-нибудь выступление местного ансамбля, ручки, открытки, а может даже грамоту «бросившего». В общем, момент скрытости призов сильно напрягает.
3. Активное участие принимают монстры промышленности нашего города. Активное участие подобных предприятий бывает двух видов. Первый вид: собирается большое собрание и всем предлагают бросить курить, развешивается много плакатов акции, и всё это дружно забывается. Второй вид: рабочих этих предприятий, убирая курилки, насильно заставляют бросить курить, назначая штрафы и лишая премии (а как это выгодно во время кризиса). Оба этих вида участия не работают. В первом случае, показуха и слабая заинтересованность – зеркальное отражение «работы для галочки» нашего государства. Во втором – метод шоковой терапии. Он не работает.
4. Дизайн! Когда же умрут эти советские агитационные методы?! За такой дизайн надо навсегда запрещать пользоваться графическими программами. Наверняка это тот же безрукий дизайнер, который выиграл глупый конкурс социальной рекламы, описанный мной ранее.
5. АППАРАТ «Micro — CO» ОПРЕДЕЛЯЕТ НАЛИЧИЕ НИКОТИНА С ТОЧНОСТЬЮ ДО ОДНОГО ДНЯ. Вопрос доверия и недоверия тоже негативно сказывается на результатах.
Есть, конечно, и плюсы.
1. Люди, уже решившие окончательно бросить курить, могут получить беспонтовые призы.
2. Акция в очередной раз покажет некомпетентность управления города в социальной рекламе, и, возможно, побудит подумать «Почему?»
Я был бы пустозвоном, если бы не предложил решения этих проблем.
1. Перестать работать для «галочки».
2. Включить мозг.
3. Провести исследование бросивших курить, узнать популярность методик и эффективность методик.
4. Разобраться и понять причины курения.
5. Обязательно включить в группу разработки акции людей, бросивших курить. Лучше из разных социальных слоёв.
6. Отказаться от цели «заманить». Применить цель «помочь» бедным никотиновым наркоманам.
7. Использовать альтернативные методики. Мягко популяризировать и поддерживать их. Например, на мой взгляд, самая эффективная методика – «Лёгкий способ бросить курить» Алена Карра. Эта методика помогла даже потерянному курильщику Тёме Лебедеву, он даже написал об этом.
8. Я бы посоветовал прочитать им эту книгу, она поможет понять, почему люди курят.
9. Подключить к процессу разработки профессионалов.
10. Вложить душу.
Можно написать ещё 99 пунктов. Я могу обратиться с целью помочь, но по прошлому опыту знаю, что меня не будут даже слушать. Они скажут, что они сами всё знают и умеют. Вот результат. Не надо дожидаться конца акции, чтобы сказать, что она провалена.
Среди моих предложений я почти не дал методик, это будет в одной из следующих статьей по этой теме. Читайте мой блог.

Комментариев нет: