вторник, 21 апреля 2009 г.

Эффективная визитка

Какой должна быть визитка? Какие её цели? Как сделать визитку эффективной? Продажный ангел отвечает на этот вопрос.
Не секрет, что визитка – важная и необходимая часть имиджа каждого человека в бизнесе. Существует несколько глупых стереотипов, и каждый день в мою визитницу попадают визитки, сделанные по этим нелепым стандартам. Предлагаю обсудить, какой же всё-таки должна быть эффективная личная визитка. Именно личная, не информационные, корпоративные и другие визитки. Я опишу свой взгляд на визитки, взгляд маркетолога, а не дизайнера или ещё кого-то, поэтому картинок не будет. Я не буду писать про технологии (шелкография, тиснение, ламинация и т.д.), а затрону только содержание. Чтобы понять, что должно быть на визитке, чтобы она вызывала у клиента-партнёра восторг, одновременно была удобной и эффективной, я долго экспериментировал и добился нужного результата.
Предлагаю определиться с целями. Каждый знает, что визитка нужна. А зачем? Чтобы давать на встречах? – Нет. Вернее, да, но это не цель. Зачем визитку дают на встрече? – Правильно. Чтобы человек мог связаться с Вами. Основная цель визитки – связаться с Вами. Есть ещё одна цель. Она немаловажная, но не главная. Вторая цель визитки – имидж. Но часто в погоне за имиджем, дизайнеры перебарщивают и делают «нечто» – то ли визитка, то ли курсовая работа по использованию всех функций графического редактора. Есть, конечно, визитки с интересной идеей, как у дизайнеров компании Alan Paint (двойная визитка, из которой вылетает ракета), но о таких визитках напишу позже.
Пример. Итак, я беру в руки визитку специалиста по связям с общественностью ВТБ. Что я вижу? – Огромными буквами написана фамилия, чуть мельче имя и отчество, ниже должность в три строчки, справа 3 телефона (!), факс, электронка, сайт и адрес, индекс, страна. Или вот другая, визитка генерального директора строительной компании. ½ визитки занимает фамилия, имя и отчество, ¼ должность, а снизу, под чертой 4 телефона, адрес и ещё непонятно что, потому что не разобрать из-за маленького размера шрифта.
Теперь обсудим по пунктам каждую информационную составляющую.
1. ФИО.
• Стереотип: ФИО занимает половину площади визитки. Это не поможет человеку связаться с её владельцем. Бесспорно, что фамилия и имя должны выделяться, но не так сильно.
• Стереотип: Выделение капсом или жирным шрифтом фамилии. Кто-нибудь задавал вопрос «Зачем?». Я отвечу – незачем. Это не смотрится красиво, не помогает связаться с её владельцем, а лишь ставит сильный акцент на фамилию. «Я ИВАНОВ и горжусь этим». Глупо, не правда ли?
• Стереотип: Отчество. Я советую своим клиентам отказаться от написания отчества. Отчество ставит барьер в общении. Конечно, это необходимо налоговым инспекторам, судьям, приставам, ведь этот барьер им на руку. Правда, против «серьёзной» корпоративной политики не пойдёшь – факт.
• Совет. Лучше писать Имя Фамилия, как это делают на западе. Не надо выделять фамилию и писать отчество (если Вы всё-таки не построить барьер с клиентом-партнёром).
2. Должность.
• Есть только один стереотип – скучные длинные названия должностей. Вина этому – убогая иерархически-бюрократическая система, уже выходящая из моды. Поверьте, намного эффективней отказаться от скучных должностей и заменить их более интересными, как это делают в децентрализованных компаниях. Например: менеджер департамента выездного туризма по работе с корпоративными клиентами, упростить до менеджера по работе с VIP-клиентами (банально, но лучше). Генеральный директор = самый главный=) Тут нужна лишь фантазия. Я видел визитки революционера (генеральный директор), дьявола дизайна, творца, коллекционера Ламборджини (коммерческий директор) и т.д. Такие визитки начинают работать незамедлительно, проявляя интерес к владельцу визитки. Это не серьёзно? А что, именно визитка или должность делает человека серьёзным. По-моему, сам человек. Момент спорный из-за корпоративной политики, но эффективность при этом теряется.
3. Телефон/факс.
• Стереотип: 3-4 телефона + факс. Зачем? Это только путает и мешает связаться с владельцем. Время десяти телефонов на столе прошло, есть мини-АТС и другие блага прогресса. Факс? По-моему его уже многие выкинули в окно, есть более удобные программы для компьютеров. Два телефона, мобильный и рабочий, достаточно, это удобнее.
• Стереотип: Выделение цифр телефона таким образом - +7-962-66-88-395. Мобильные телефоны надо писать, разделяя на смысловые зоны, вот так +7 911 668-83-95.Так легче воспринимается. Для городских телефонов особенно в провинции не надо страивать цифры: 622-395, человек – не робот. Он легче понимает двухразрядные: 62-23-95. Не надо выделять комбинации цифр в телефоне и подчёркивать, что номер – классный. Это глупо. Не телефон крутой, а владелец визитки. Исключения лишь компании, в которых телефон – самое главное, например, справочная служба 200-200.
4. Адрес.
• Стереотип: Страна и индекс. Они не нужны. Интересно, кому-нибудь по визитке писали письма? Исключение: компании, работающие на международном рынке.
• Стереотип: г. Москва, г. С-Петербург. Не надо писать «г.» перед городом, это и так понятно, это архаизм.
• Совет: менеджерам активных продаж или другим специалистам, чья работа предусматривает выезд в офис клиента, не нужен адрес на визитке вообще. Зачем? Если клиент всё равно не поедет по адресу.
5. Электронка/сайт/другие электронные контакты.
• Электронка и сайт – нужны. Электронка лучше платная.
• Важно не перестараться с другими электронными контактами. ICQ, Jabber, Skype, Google Talk и т.д. Не перегружайте мозг людей – достаточно одного контакта.
По содержанию визитки – всё. Обсудим эту тему?
В остальных темах я затрону оформление и технологии. Читайте мой блог.

8 комментариев:

marovaki комментирует...

Хорошая статья.
Еще бы и образец правильной визитки для наглядности)
А в принципе можно каждый пункт проиллюстрировать как в брендбуках обычно - галочкой правильный вариант и крестиками - так не нужно делать.

Удивително но факт - как-то до сих пор сохранились "совковые варианты" дизайна - когда название организации со всеми подразделениями занимает строк 5. А исполнение отдельный разговор - на глянцевой бумаге синего цвета с золотым тиснением. Просто шедевры попадаются. Хоть рубрику создавай кривых визиток.

Алексей комментирует...

У меня этих визиток штук пятьсот валяется в офисе. Выкидывать жалко. Может ресурс сделать с позорными визитками?

marovaki комментирует...

Можно. Только как быть с телефонами и адресами на визитках?

Алексей комментирует...

=) Даже плохие визитки до конца верны своей цели - связывать. Это как старый воин)

marovaki комментирует...

Хотя с другой стороны если люди дают визитку - автоматически и свои данные делают доступными. Поэтому разве что в мобильных телефонах на не очень удачных визитках можно цифры затереть.

Алексей комментирует...

А лучше коллекционировать, а потом размещать на ресурсе визитки мёртвых. Кладбище визиток)

marovaki комментирует...

))) Жестоко.

Алексей комментирует...

Но классный социальный проект. Такого ещё нет в мире)